Восстание сипаев в Индии 1857-1859

Восстание сипаев в Индии 1857-1859

Восстание сипаев (1857-1859) традиционно считается одной из самых славных страниц в индийской истории. Именно тогда произошёл хотя и не первый, но один из самых крупных индийских антиколониальных бунтов. Восстание вспыхнуло в войсках Ост-Индской компании, формировавшейся из местных жителей — сипаев. Впрочем, несмотря на свою лояльность колониальной администрации и неплохое жалование, сипаи чтили свои национальные и религиозные традиции, что, в конечном счёте, привело к столкновению с британцами. Однако, как показывают последние исследования, события 1857-1859 годов имели намного более сложные причины.

Характеристика событий

Принято считать, что восстание сипаев было вызвано исключительно хищнической колониальной политикой Ост-Индской компании. Безусловно, британские колонизаторы к середине XIX века окончательно сформировали сложных механизм выкачки ресурсов из Индии. Однако в восстании принимали участие самые разные группы населения, преследовавшие самые разные цели, и далеко не всегда главной причиной их недовольства было зависимое положение Индии. Противоборствующими сторонами на протяжении 1857-1859 годов могли быть:

  • мусульмане и индусы;
  • горожане и сельские жители;
  • представители низших и высших каст;
  • представители разных аристократических родов;
  • крестьяне-арендаторы и богатые землевладельцы.

Воспринимать восстание сипаев как единое общенациональное восстание сложно и по той причине, что Индия не представляла на тот момент нечто целостное. И колонизаторы, и сами жители Индостана воспринимали Индию как множество княжеств – носителей разной культуры и ценностей. В каждом таком княжестве существовала собственная армия и администрация. И хотя сбрасывать со счетов национально-освободительный фактор нельзя (он, безусловно, был ведущим), сама география восстания показывает, что далеко не все индийцы принимали в нём участие и далеко не все главные центры британского правления были охвачены бунтом.

Причины восстания сипаев

В самом широком смысле, к восстанию сипаев привёл крах старого национального жизненного уклада и появление нового европейского строя, по-своему воспринятого многими жителями Индии. Старые и новые элементы с трудом уживались, повсеместно возникали трения и конфликты. В более узком же плане, принято выделять следующие причины начала сипайского восстания:

  • противоречивый и болезненный процесс формирования капитализма в Индии. Несмотря на разорительную политику Лондона, вмешательство англичан во внутренние дела Индии способствовало, одновременно, и модернизации экономических отношений в среде местного населения. С одной стороны, это привело к появлению новых хозяйственных отраслей, росту торгового и ростовщического капитала. А, с другой, — к обнищанию старых аристократических родов, которые вытеснялись купцами и ростовщиками;
  • лишение многих представителей индийской знати их исконных владений под предлогом «дурного управления»;
  • огромные налоги, которые уплачивали не только простые землевладельцы, но и представители индуистского и мусульманского духовенства;
  • недоступность для местного населения высоких постов в армии или администрации;
  • массовый голод, поразивший Северную Индию, в ходе которого умерло свыше 6 млн. человек;
  • междоусобная борьба аристократических кланов за власть и земли.

Ход событий

Поводом к восстанию стало нарушение британской администрацией местных религиозных норм. Весной 1857 года среди сипаев разнёсся, по-видимому, не лишённый оснований слух о том, что в смазку патронов, которые приходилось надкусывать зубами, входит свиной и говяжий жир. Это было оскорбительно как для мусульман, так и для индусов. Сипаи отказывались подчиняться своим командирам, дисциплина падала. Ост-Индская компания прекратила поставлять в Индию патроны, смазанные подозрительным составом, но недоверие сипаев только росло. В мае в гарнизоне Мирута близ Дели в тюрьму были посажены 85 сипаев, отказавшихся пользоваться новыми патронами. Их товарищи начали бунт: по городу прокатилась волна поджогов и убийств не только европейцев, но и христиан любой национальности. Из-за нерешительности британских офицеров восстание распространилось. В большинстве гарнизонов Северной Индии открывались двери тюрем и начинались беспорядки. При этом оставались области верные англичанам: Пенджаб, Кашмир, Мадрас, Бомбей и др. Многие из них даже поставляли добровольцев для защиты колониальных порядков.

Бунтовщики двинулись на Дели, где находился уже дряхлый и абсолютно бесправный Великий Могол — Бахадур Шах II. Великому Моголу, во владения которого ворвались мятежники, не оставалось ничего иного, кроме как, формально возглавить это движение и назначить правящий совет. Хотя воля этого человека уже ни на что не могла повлиять, простой армейский мятеж с этого момента приобрёл статус национально-освободительного движения. Одобрение Великого Могола привело в стан сипаев и гражданское население Индии. Однако британцы не собирались просто так отдавать Дели. В начале июня город, в котором заперлись 30 тысяч мятежников, был осаждён. В сентябре сопротивление сипаев было сломлено, и после нескольких дней кровавой резни Дели снова покорился Британии. Англичане расправились с двумя сыновьями и внуком Бадур Шаха, а самого Великого Могола отправили в ссылку.

Впрочем, для восстания потеря Дели уже не имела серьёзного значения. В начале осени 1857 года основной областью мятежа стала долина Ганга. Центр антибританских сил переместился в город Лакхнау – столицу области Авадх. Здесь мятеж поддерживали не только военные, но и почти всё крестьянство. Один из местных чиновников – Нана Сахиб, надеявшийся занять место Великого Могола, попытался использовать восстание в своих интересах. С одной стороны, он формально возглавил мятеж, но, с другой – понимая сомнительность статуса главаря бунтовщиков, не раз спасал от расправы англичан. После поражения в битве за Канпур в конце 1957 года и начавшегося отступления сипаям пришлось избавиться от пленных и убить около двухсот детей и женщин, укрывшихся под защитой Нана Сахиба. Потерявший после этого доверие англичан Нана Сахиб бежал в Непал, дальнейшая его судьба до сих пор остаётся неизвестной.

После взятия Канпура британцы двинулись в Лакхнау, где оставался маленький очаг сопротивления мятежникам – около полутора тысяч британских солдат и сипаев, оставшихся на британской службе, и примерно столько же гражданских укрылись в укреплённой британской резиденции и уже несколько месяцев выдерживали осаду. Несмотря на бегство Нана Сахиба, взять Лакхнау было не так и просто. Тут сформировался прочный координационный центр ранее стихийного и неорганизованного восстания. Только в марте 1858 года город пал, после чего восстание начало терять силу. Очаги сопротивления оставались только в наиболее труднопроходимых и далёких от крупных центров областях. Одним из последних серьёзных оплотов мятежников стало маленькое государство Джханси, которым правила вдова раджи – Лакшми Бай. Лакшми Бай действовала в собственных интересах, то примыкая к мятежникам, то называя себя в письмах к британской администрации жертвой обстоятельств, вынужденной подчиняться бунтовщикам, то протестуя против засилья англичан в письмах к местной знати. В конечном итоге, правительница окончательно решила примкнуть к восстанию. Британцы взяли Джханси, но Лакшми Бай и её сторонники успели бежать в крепость Гвалиор – одно из мощнейших сооружений Северной Индии.  Впрочем, мятежники смогли удерживать эту твердыню только три недели. После того как Лакшми Бай была убита во время осмотра крепостных стен, британцы быстро сумели овладеть Гвалиором.

К началу 1860 года были подавлены последние мелкие очаги сопротивления в отдалённых уголках Авадха.

Итоги восстания сипаев

Несмотря на поражение восстания сипаев, британская администрация, напуганная размахом мятежа, была вынуждена пойти на ряд серьёзных уступок:

  • исчезла вызвавшая столько споров оружейная смазка;
  • уменьшилось количество христианских миссионеров и христианских школ;
  • королева Виктория объявила о недопустимости вмешательства в традиционные верования жителей Индостана и, что более важно, о том, что все права Ост-Индской компании отныне переходят британской короне. Став владением английской королевы, Индия приобрела более почётный международный статус и более широкий набор прав;
  • индийской знати вернули право на сбор налогов и возможность заседать в местной администрации (позже это решение вылилось в уже антиаристократические волнения).

Related Post

Индо-пакистанский конфликт

Индо-пакистанский конфликт

После окончания Второй Мировой войны стала складываться единая система международного права. Она предусматривала суверенитет, свободу и право на самоопределение всех…
Бхопальская катастрофа

Бхопальская катастрофа

Бхопальская катастрофа, разразившаяся в индийском штате Мадхья-Прадеш, признана самой страшной из техногенных катастроф. Жажда наживы, халатность и нежелание отвечать за…
История Индии

История Индии

Индийская цивилизация — одна из самых древних на планете. Созданные здесь религиозно-этические учения и произведения искусства отличаются необыкновенными красотой и…