Хатха-йогу наверное можно назвать самым популярным направлением йоги в современном мире. В каждом, даже небольшом городе, обязательно есть хотя бы один клуб, предлагающий желающим приобщиться к древнему учению. Однако многотысячелетняя практика йоги на Западе имеет не такую уж длинную историю — всего около ста лет. Лишь в конце ХIХ — начале ХХ века учение широко распространилось в Европе и Америке, чему в немалой степени способствовал технический прогресс, непрестанно совершенствующий средства коммуникации и связи. Немалый вклад в популяризацию йоги внес Свами Вивекананда, изложивший ее основы в упрощенной форме, доступной западному сознанию.
Истоки Хатха-йоги
Большинство серьезных практиков считают Хатха-йогу лишь подготовительным этапом. Коротко говоря, Хатха-йога это практика асан – специальных статических поз, развивающих физические возможности тела, такие как сила, выносливость, гибкость, баланс, устойчивость и т.д.
Можно сказать, что Хатха-йога развилась в самостоятельное направление из Раджа-йоги, где асана является всего лишь третьей ступенью из восьми на пути к освобождению из круговорота сансары. Первые две ступени (яма и нияма) представляют собой некий «моральный кодекс» начинающего йога.
Несколько столетий назад йога была секретным учением, премудрости которого постигались только под руководством гуру, имевшего непререкаемый авторитет для своих учеников. Именно учитель решал, когда тот или иной ученик готов перейти на новую ступень и двигаться дальше. Месяцы, а то и годы уходили у будущих йогов только на усваивание этических норм.
В первую очередь требовалось отказаться от насилия и свести к минимуму вред, причиняемый кому бы то ни было. Затем, ученик приступал к наведению порядка в своем внутреннем мире, практикуя воздержание и аскетизм, довольствуясь тем, что имеется в его распоряжении. И только научившись контролировать свои эмоции и желания, отказавшись от насилия, стяжательства, лжи и потакания своим слабостям, с благословения гуру, ученик приступал к практике асан.
Важные аспекты перед началом практики
Само собой, в наше время редко где найдется такой серьезный подход, о соблюдении ямы-ниямы порой не задумываются даже преподаватели йоги. Современного западного человека по большей части привлекает внешняя сторона какого бы то ни было явления. Мало кто готов тратить годы на совершенствование внутреннего мира, большинство жаждет немедленных результатов. Именно такое мировоззрение и сделало Хатха-йогу наиболее популярным направлением в западном мире.
Возможно, с точки зрения обычного человека соблюдение каких-то там этических правил перед началом занятий выглядит бессмысленной тратой времени, однако с точки зрения йоги это необходимо. Продвинутые практики дают следующее объяснение: после того, как человек начинает практиковать асаны (условно говоря, заниматься Хатха-йогой), у него резко повышается уровень энергии. Многим людям удается избавиться от многолетних физических недугов, обрести бодрость и почувствовать необычайный прилив сил. Казалось бы, одни сплошные плюсы, ведь кто не хочет быть здоровым и энергичным? Именно для этого большинство людей и начинают заниматься.
Однако серьезные практики предлагают смотреть на ситуацию гораздо шире. Предположим, у человека имеется какая-то физическая проблема, и с помощью занятий Хатха-йогой от этой проблемы удалось избавиться. Человек счастлив, доволен и со свежими силами продолжает свою деятельность во внешнем мире. Но какова эта деятельность? Допустим, человек работает учителем или врачом – значит, он сможет вложить в своих учеников больше знаний, или же лечить пациентов гораздо эффективнее.
А если наш гипотетический человек торгует алкоголем, сигаретами или, того хуже, наркотиками и оружием? Значит, ощутив прилив энергии, он будет торговать всем этим еще активнее? Возможно, физическая проблема и была послана человеку свыше для того, чтобы он мог остановиться и задуматься о своих поступках. Именно поэтому, прежде чем приступать к асанам, человек должен привести в гармоничное состояние не только свой внутренний мир, но и внешнее окружение.
Для чего нужна Хатха-йога?
Древние йоговские тексты уделяют физическому аспекту, лежащему в основе Хатха-йоги поразительно мало внимания. В «Йога-сутрах» древнего индийского мудреца Патанджали (фундаментальном труде, лежащем в основании йоги как таковой) об асане сказано только , что это удобная поза, способствующая медитации. Тогда возникает резонный вопрос — для чего же нужны все эти скрутки, выворачивания суставов под немыслимым углом, стойки на голове и прочие экзотические выверты, с которыми у современного человека ассоциируется йога? Ответ состоит из нескольких частей.
Укрепление физического тела
Во-первых, практика асан нужна для того, чтобы во время медитации сосредоточенный ум не отвлекался на нужды тела. Неподготовленному человеку трудно просидеть в неподвижной позе хотя бы 10-15 минут — затекают ноги и руки, ломит поясницу, начинает чесаться нос и т.д. Ежедневная упорная практика приводит к тому, что тело становится более выносливым и сильным, и со временем отвлекает на себя все меньше внимания, позволяя практику концентрироваться не отвлекаясь.
Разблокировка энергии
Во-вторых, образ жизни современного человека приводит к тому, что энергия застаивается в теле, создавая непроходимые блоки. Узнать где расположены такие «очаги» застоявшейся энергии совсем нетрудно — это как раз те части тела, которые доставляют наибольший дискомфорт. Болит поясница? Значит именно в этом месте и стопорится поток энергии. Ломит суставы? Причина та же самая. Работа над проблемными зонами с помощью асан предоставляет возможность постепенно убрать телесные блоки и зажимы, позволяя энергии протекать свободно и беспрепятственно по всему телу.
Практика аскезы
В-третьих, само понятие йоги неразрывно связано с понятием аскезы. Вступая на путь самосовершенствования, адепт просто вынужден отказываться от чего-либо. Даже в самом приземленном случае, практикуя Хатха-йогу всего лишь для оздоровления организма, человек жертвует хотя бы своим временем, которое мог бы потратить например, на развлечения. Дискомфорт, который тело претерпевает на коврике, становится аскезой, помогающей дисциплинировать, в том числе и ум.
В Индии принято считать, что счастья и несчастья человеку дается одинаковое количество, хотя не обязательно в одной жизни, ведь краеугольным камнем мировоззрения индусов является реинкарнация: то есть в одной жизни человек может родится богатым, здоровым и счастливым, а в другой бедным, невезучим калекой. Сознательно причиняя себе дискомфорт и претерпевая добровольную аскезу, человек уменьшает количество будущих несчастий, искупая негативную карму прошлого.
Технические аспекты Хатха-йоги
Как уже было сказано, Хатха-йога является третьей ступенью из восьми в Раджа-йоге. Более-менее грамотный инструктор все-таки постарается донести до своих подопечных хотя бы основы морального «йогического» кодекса — ямы и ниямы. Четвертой же ступенью является пранаяма — наука о правильном дыхании и перераспределении с его помощью энергии, накопленной во врема практики асан. Таким образом, эти четыре ступени — яма, нияма, асана, пранаяма — можно объединить в отдельную подгруппу, работающую с физическим и энергетическим телом человека. Эта подгруппа по сути и есть Хатха-йога в современном ее понимании. На следующих этапах, изучив в некоторой степени премудрости Хатха-йоги, желающий дальнейшего продвижения практик, приступает к осваиванию медитации, концентрации и прочих техник освобождения сознания.
С технической точки зрения асаны можно подразделить на две группы — увеличивающие силу и выносливость или улучшающие растяжку. Делаются асаны в любом положении — стоя, сидя, лежа или в перевернутом состоянии. Каждая из асан имеет свой терапевтический и энергетический эффект, воздействуя на определенные участки тела. Перевернутые (например, стойка на голове), помимо всего прочего еще и улучшают мозговое кровообращение. Как уже упоминалось, асана это статическая поза — то есть приняв какое-либо положение, тело замирает в нем на некоторое время.
Однако в ХХ веке некоторые гуру начали создавать динамические направления йоги (например, Аштанга-виньяса) — то есть некие связки, где одна асана перетекает в другую. Другим ярким примером можно назвать широко известный комплекс Сурья Намаскар («приветствие Солнцу») состоящий из последовательности 12 асан, сопровождающихся системными вдохами-выдохами.
Хотя сам термин Сурья Намаскар упоминается в древних источниках, в те времена «приветствие Солнцу» было скорее ритуальными действиями, почитающими божество. В качестве комплекса физических упражнений Сурья Намаскар начал упоминаться лишь в ХХ веке, когда учение о йоге вышло за пределы Индии и начало набирать популярность во все мире.
Заключение
Последователи Раджа-йоги, считающие что с ее помощью душа может достичь освобождения от бесконечной череды рождений и смертей, несколько пренебрежительно относятся к физическому аспекту йоги, как таковой, и конкретно к Хатха-йоге, считая что максимум энергии надо вкладывать в медитацию и сосредоточение.
Однако некоторые учителя ХХ века, в частности Свами Шивананда, считали, что неприспособленность западного человека к концепциям индийского мировоззрения не должна быть препятствием на пути распространения йоги. Если западный человек видит лишь внешнюю сторону явления, значит на нее и нужно делать упор, в надежде, что рано или поздно потенциальный ученик дорастет до духовных ценностей.
Такой подход не лишен здравого смысла, ведь часть людей, начинающих практиковать Хатха-йогу из любопытства или для оздоровления, действительно со временем начинают интересоваться духовной и философской составляющей этого древнего учения.