Кундалини-йога упоминается еще в древних санскритских текстах. Однако в отличие от других классических видов йоги, таких как Хатха, Раджа (Аштанга), Карма, Джняна и Бхакти которые развивались и достаточно широко практиковались с древних времен до наших дней, Кундалини-йога не стала столь же популярным направлением. Объяснений этому можно найти достаточно. Запутанность и иносказательность древних текстов, в изобилии содержащих подробности фантастических и непристойных ритуалов, посвященных различным божествам, вызывает отторжение у многих искателей истины. Несмотря на довольно подробные инструкции по применению асан, дыхательных упражнений, мантр и методов концентрации, все это излагается таким сложным мифологизированным и иносказательным языком, что вносит еще большее смятение в ряды желающих приобщиться к древним знаниям о Кундалини.
В современной интерпретации Кундалини-йога появилась в 70-х годах ХХ века. Основателем нового «старого» стиля стал Йоги Бхаджан популяризировавший это течение в США. Занимаясь различными йогическими практиками с шести лет, к моменту своей эмиграции в Северную Америку он накопил большой опыт и начал миссионерскую деятельность среди свободолюбивых студентов-хиппи.
Кундалини-Йога школы Бхаджана, хотя и основывается на центральных положениях классической йоги, изложенных несколько тысячелетий назад мудрецом Патанджали, тем не менее, отвергает аскетизм и отречение. Эта система не подразумевает отказа от социума, напротив Йоги Бхаджан призывал своих последователей создавать семьи, вести бизнес и не отказываться от мирских благ.
Таким образом, он предложил западному обществу некий синтез материального и духовного, что оказалось очень востребованным на тот момент.
Фундаментальные понятия йоги
Термин «Кундалини» встречается почти во всех древних йогических текстах и является основополагающим понятием в философии йоги. Это творческая, жизненная энергия, изначально заложенная в каждом разумном существе, но спящая на данном эволюционном этапе. Цель любого направления йоги добиться пробуждения Кундалини и провести ее по центральному каналу Сушумне в высшую чакру Сахасрару. Там, слившись с тем божественным, что заложено в человеке, эта энергия освободит разум от оков субъективного восприятия и поможет душе разорвать круг бесконечных перерождений.
Согласно йогическим воззрениям помимо физического тела у человека существует еще и тонкое, нематериальное тело, в котором происходят различные энергетические процессы. Все это тонкое тело опутано сетью энергетических каналов, именуемых нади, число которых, по различным данным колеблется от 72тыс. до 230 тыс. Основных же каналов три:
- Сушумна — центральный канал, расположенный вдоль позвоночника. Берет свое начало в Муладхара-чакре в основании копчика и заканчивается в Сахасрара-чакре, в области темени.
- Ида – левый канал, начинается слева от копчика и идет к правой ноздре. По этому каналу движется женская, пассивная энергия, способствующая созерцанию.
- Пингала – правый канал, начинается справа и идет к левой ноздре. Энергия, двигающаяся по нему активная, мужская.
Ида и Пингала обвивают центральный канал Сушумну по спирали слева и справа, и в тех местах, где они пересекаются, находятся энергетические центры, именуемые чакрами. Основных чакр семь:
- Муладхара – корневая чакра, находится в районе промежности и отвечает за выживание;
- Свадхистана – расположена в основании половых органов, отвечает за сексуальное желание и инстинкт продолжения рода;
- Манипура – находится в районе солнечного сплетения, отвечает за реализацию в обществе;
- Анахата – середина груди на уровне сердца, отвечает за чувства и эмоции;
- Вишудха – область шеи, отвечает за творческие способности, речь;
- Аджна – область лба между бровей, последняя точка пересечения Иды и Пингалы, отвечает за интуицию и сверхспособности;
- Сахасрара – область темени, связь с Высшей реальностью.
Кундалини спит в основании позвоночника, в районе Муладхары. Йога представляет ее в виде спящей змеи, свернувшейся в 3,5 оборота. У обычного человека энергия попеременно течет то по правому, то по левому каналу, а Сушумна остается практически пустой.
Следует понимать, что все эти описания являются довольно условными. Описанное расположение каналов и чакр довольно условно, поскольку они не существуют в физическом теле. Тем не менее, применяя определенные методики на физическом плане, можно воздействовать на нематериальный план, регулируя течение энергии в тонком теле.
Практика Кундалини-йоги
Цель практики заключается в том, чтобы пробудить спящую творческую энергию, поднять ее по Сушумне, последовательно активировав каждую чакру. После того как энергия Кундалини, наполнив центральный канал, активизирует шесть чакр, достигнет Сахасрары и соединится с Божественной силой, йогин теряет свою самость и сливается с Абсолютом, достигая состояния Самадхи.
Кундалини-йога предлагает достигнуть этой цели с помощью крий – последовательностей неких упражнений, каждая из которых включает три одинаково важных аспекта – асана, пранаяма, дхьяна (положение тела, дыхание, концентрация). В конце каждого занятия проводится медитация, направляющая и гармонизирующая поток энергии, поднятый упражнениями.
Существует несколько этапов развития, которые последовательно проходит каждый ученик.
- Сарам пад – ступень начинающего. Человек приходит в йогу, руководствуясь одной из трех мотиваций: необходимость, возможность, призвание. Кто-то ищет решения накопившихся проблем, кто-то подражает другим, а кто-то руководствуется интуитивными стремлениями и склонностями.
- Карам пад – ступень ученика. Адепт учится достигать своих целей, развивает различные системы восприятия и обогащает чувственный опыт. Регулярная практика на этом этапе является залогом успеха. Упражнения должны выполняться ежедневно, независимо от жизненных обстоятельств.
- Шакти пад – ступень практика. Это критический этап, некое испытание силы. Адепт либо трансформируется, либо оставляет этот путь. Ученик учится принимать самостоятельные решения и именно от его выбора зависит успешность практики. Основным препятствием к дальнейшему развитию на данном этапе становятся привязанности и личное эго.
- Сахадж пад – ступень эксперта. Пройдя искушения предыдущего этапа, ученик достигает состояния простоты и интуитивного понимания всего происходящего. Накопленный значительный опыт помогает целеустремленно двигаться к каждой последующей цели и достигать ее. Разрозненные фрагменты бытия соединяются как пазл и разум практикующего получает целостную картину.
- Сат пад – ступень мастера. Достигнуть этого этапа удается немногим. Мастер сливается с каждым действием, переживая во всем присутствие истинного «я».
Для продвижения по пути Кундалини-йоги обязательно наличие учителя и занятия в группе. Поскольку это направление не требует от своих последователей отречения от социума, то и основная работа соответственно проводится в группе единомышленников. Наличие же гуру обязательно по причине того, что некоторые упражнения могут быть попросту опасными при бесконтрольном их применении. Учитель дает практики в соответствии с конституцией и темпераментом каждого ученика, внимательно наблюдая процесс развития и корректируя возможные осложнения.
Прежде чем пытаться пробудить эту спящую энергию, ученик должен очистить сознание, избавившись от негативных мыслей, комплексов и страхов. В противном случае пробудившаяся сила может лишить неподготовленного адепта разума и разрушить его нервную систему. Спонтанное пробуждение Кундалини может привести к необратимым последствиям в случае, если практик не сможет справиться с потоком энергии и направить его в нужное русло, а именно в Сушумну.
Опасность пробуждения Кундалини: история Гопи Кришны
Гопи Кришна Пандит не только пережил реальный опыт пробуждения Кундалини, но и написал об этом книгу, где подробно рассказал о том, как изменилась его жизнь после такого события.
Родился Пандит в 1903 году и до 1937 года жил обычной жизнью семьянина и трудящегося человека. Отличаясь в юности несдержанным и вспыльчивым характером, он начал практиковать медитацию с семнадцати лет и еще в юном возрасте почувствовал желание отказаться от мирской жизни. Однако сыновий долг помешал ему выбрать путь аскета и отшельника – отец Пандита так же имел склонность к мистическим переживаниям и удалился от мира в расцвете сил, оставив свою 28-летнюю жену с тремя маленькими детьми на руках и почти без средств к существованию. Гопи Кришна не мог поступить так же как его отец, поэтому выбрал мирскую жизнь, отказавшись однако от карьеризма и чувственных страстей. Женившись в 23 года, он вел тихую семейную жизнь, занимаясь карьерой лишь в объеме, достаточном для поддержания более-менее приличного уровня благосостояния своей семьи.
Однако в 1937 году случилось событие, коренным образом перевернувшее его жизнь. Однажды, во время ежедневной утренней медитации Пандит почувствовал странное ощущение в основании позвоночного столба. Не позволяя своему вниманию отвлекаться на это необычное состояние, он продолжал концентрироваться на Сахасраре. Внезапно послышался громкий гул, похожий на шум водопада и жидкий свет хлынул через позвоночный столб прямо в мозг. В своей книге Гопи Кришна пишет, что невозможно словами описать те ощущения, которые ему довелось пережить в то утро. Чувствуя себя потрясенным и растерянным, он закончил медитацию и попытался сосредоточиться на повседневных делах, однако безрезультатно. Наступившая ночь и последующие дни только усугубили его состояние. К растерянности и странным ощущениям в теле добавилась тяжелейшая депрессия, не имевшая под собой никаких оснований. Попытки продолжать ежедневные медитации только усугубляли дело, Пандит обнаружил, что полностью потерял способность к концентрации. Пережитые вначале экстатические ощущения не возвращались, зато стали накатывать кошмары. Помимо всего прочего возник страх потери разума и ужас перед тем сверхъестественным, что ворвалось в его размеренную жизнь.
В последующие недели ситуация лишь ухудшалась, Гопи Кришна потерял сон и аппетит, ощущение струящегося потока энергии берущего начало в основании позвоночника и пронзающего тело до самой макушки не оставляло его ни днем ни ночью. Нервная система была крайне напряжена, чувства и ощущения изменились, его начали посещать фантастические видения. Испытывая крайнее отвращение к еде, Пандит свел свой дневной рацион к паре чашек молока и нескольким апельсинам и начал стремительно терять вес. Его не оставляло ощущение сжигающего изнутри огня. Чтобы хоть как-то утихомирить это пламя приходилось постоянно двигаться, малейшая бездеятельность тут же вызывала острые приступы беспокойства.
Следует помнить, что эта история случилась в конце тридцатых годов прошлого века. У Гопи Кришны не было доступа к многочисленным источникам информации, имеющимся в распоряжении современного человека. Не было электронных библиотек и социальных сетей, с помощью которых можно было найти тех, кто мог бы помочь советом или хотя бы объяснить что происходит. Некоторые книги, имевшиеся в его распоряжении, ссылались на древние тексты, пересказывая своими словами опыт давно ушедших мистиков, однако не давали ясного ответа, что же произошло с Пандитом, а главное как теперь с этим жить. В паре книг ему попалось упоминание об опасностях, связанных с пробуждением Кундалини, но не было ни намека на способы их преодоления.
Скрывая свое состояние от родных, Гопи Кришна поделился своими переживаниями только с шурином, который тоже имел определенный медитативный опыт, занимаясь под руководством своего гуру. Шурин вспомнил, что когда-то его учитель говорил об опасности пробуждения Кундалини в случае, если ее поток направится не через центральный канал Сушумну, а по какому-то другому нади. Особую опасность представляет течение пробудившегося потока энергии по Иде, в таком случае человек буквально сгорает изнутри. После этих слов, Гопи Кришна хотя бы понял, что именно с ним происходит. Теперь оставалось найти пути решения проблемы.
Изучая древние санскритские тексты, переведенные на английский язык, Пандит наткнулся на упоминание о том, что практикующий ученик не должен испытывать голод, пищу нужно принимать каждые три часа. Именно это и спасло ему жизнь. Наладив регулярный режим питания, и придерживаясь строгой диеты, ему удалось хоть в какой-то мере обуздать силу, разрушавшую его нервную систему. После этого Гопи Кришна начал искать человека, который смог бы помочь. Он писал письма святым учителям, общался с различными мистиками, однако оказалось, что во всей Индии нет человека, способного оказать ему помощь. Рассуждавшие с важным видом мудрые учителя, оказались такими же искателями истины, как и все остальные и не имели никакого опыта переживаний, хотя бы отдаленно напоминающих то, что пришлось испытать Пандиту.
Смущало Гопи Кришну отсутствие каких-либо сверхъестественных способностей. Все источники, которые ему довелось найти, в один голос утверждали, что пробуждение Кундалини обязательно связано с обретением надчеловеческих возможностей. Однако ничего подобного не наблюдалось.
В таком состоянии постепенно проходили годы. Пандит вернулся к прежнему образу жизни, тем не менее, непрерывно ощущая ток энергии. Постепенно менялось его восприятие окружающей реальности: появилось постоянное, устойчивое свечение вокруг предметов, изменилось восприятие звуков.
И лишь спустя почти 12 лет начали проявляться те самые сверхспособности, отсутствие которых смущало Гопи Кришну. Он начал писать стихи на языках, которых никогда не знал, имел реалистичные видения, о которых никогда не распространялся, чтобы не прослыть сумасшедшим.
Испытав подъем энергии Кундалини в возрасте 34 лет, он прожил в этом состоянии весь остаток дней. Несмотря на трудный период, который чуть не стоил ему жизни, Гопи Кришна считал, что ему крайне повезло получить такой необычайный опыт. По его мнению, рано или поздно в процессе эволюции подъем Кундалини и перестройка сознания под ее воздействием ожидает все человечество.
Из этой истории видно, что пробуждение творческой энергии может случиться спонтанно в ходе медитативных практик. Если сознание йогина и его физическое тело к этому моменту не достигли чистоты и определенной степени устойчивости дело может закончиться трагически.
Йоги Бхаджан сравнил кундалини-йогу с бриллиантом, а различные формы практики с его гранями. Каждая грань открывает новое измерение, однако не дает представления о целом кристалле. Поэтому практиковать Кундалини-йогу следует планомерно и целенаправленно, уделяя равное внимание каждой грани этого учения.