Сикхизм, как и большинство религиозных течений Индии, в первую очередь, национальная конфессия. Её исповедуют преимущественно жители Пенджаба и Харианы. Всего сикхи составляют около 2% от населения Индии (приблизительно 25 млн. человек). Общины сикхов отличаются большой степенью сплочённости и уважения к своей традиции.
Возникновение и развитие сикхизма
Сикхизм вырос из слияния индуизма и ислама. В последние годы XIV века Индия пережила вторжение тюркского завоевателя Тамерлана, а в начале XVI – северные области страны стали частью империи Великих Моголов. Именно в эти годы по Индии прошла волна исламизации.
О жизни основателя сикхизма – гуру Нанака – сохранилось мало сведений. Достоверная информация обросла множеством легенд и мифов, и отделить одно от другого сегодня практически не представляется возможным. Нанак родился в деревне Тальванди (Пенджаб) в семье торговца из касты кшатриев. Он с самого рождения чувствовал, что судьба уготовила ему нечто большее, чем жизнь лавочника. В какой-то момент Нанак раздал своё имущество и ушёл из дома, чтобы проповедовать своё учение. Следующие 25 лет Нанак провёл в странствиях. Источники сообщают о его паломничествах в Мекку и Медину, однако, скорее всего, его перемещения ограничивались родным Пенджабом и соседними областями. В пути Нанак слагал религиозные песни и искал последователей из числа индуистов и мусульман. По преданиям, в дороге его сопровождали музыкант-мусульманин и индус, записывавший тексты гимнов своего учителя.
В конце жизни Нанак обосновался в Картапуре. Дважды в день сикхская община собиралась на дневные и вечерние собрания («сангаты»), где слушали проповеди гуру, пели гимны и обсуждали теологические вопросы. Тогда же была заложена традиция трапез у гуру, на которых могли присутствовать люди любого вероисповедания, принадлежащие к любым кастам. Нанак был сторонником равенства людей перед богом и крайне негативно относился к кастовой системе, а также к тому, что женщины в Индии имели намного меньше прав, чем мужчины.
Нанак призывал своих последователей к умеренной, но при этом деятельной и активной жизни. Сикхи не признавали монахов-отшельников, удалившихся от мира ради собственного спасения, святыми. По мнению Нанака, смыслом жизни любого человека и истинным служением богу являются помощь другим и честный труд.
Преемники Нанака также имели статус «гуру» (сначала каждый новый гуру считался реинкарнацией Нанака, а затем этот статус стал наследуемым) и чётко придерживались установленных им правил. Между тем, численность сикхов и их влияние росло. Гуру стали постепенно отходить от прежних идеалов воздержания и аскезы. Они богатели и постепенно превращались в крупных феодалов. По мере роста общины увеличивалось и количество молельных домов – «гурдваров». Со временем при них стали создавать бесплатные кухни, где могли получать еду все желающие. Стали появляться сикхские праздники и обряды, а сама община была поделена на территориальные единицы для удобства управления.
Важные преобразования произошли при пятом гуру Арджуне (1581-1606), создавшим для сикхов единый идеологический базис — «Ади Грантх» — сборник религиозных песен и гимнов Нанака. Возникновение столь влиятельной организации, разумеется, привлекло к себе внимание монархов из династии Бабуридов, правивших империей Великих Моголов. Между сикхами и Бабуридами началось противостояние, вылившееся в XVII веке в преобразование религиозного общества сикхов в дисциплинированную военную организацию, сплочённую общей идеологией. В этот же период в общину сикхов резко сократился приток мусульман, поскольку последние воспринимались как чужаки, век назад завоевавшие Индию.
В конце XVII века десятый гуру Говинд Сингх поменял некоторые устои сикхизма, не затронув при этом самой догматической сути учения. Он упразднил пост гуру, поскольку культ учителя в сикхизме стал переходить все мыслимые границы. Но при этом Говинд Сингх продолжил укреплять военную мощь сикхов. При нём возникла полноценная армия, готовая бороться с завоевателями. Единственным источником истины и настоящим гуру Говинд Сингх объявил «Ади Грантх». Всех же, кто в будущем будет претендовать на пост гуру, десятый лидер сикхов объявил еретиками. Впоследствии это решение вылилось в возникновение множества сект на базе сикхизма и отдельных сикхских княжеств.
В конце XVIII века, когда империя Великих Моголов ослабла, благодаря объединительной политике Ранджита Сингха, сикхам удалось создать собственное независимое государство в Пенджабе. Именно в Пенджабе впоследствии велась ожесточённая борьба против британских колонизаторов. Даже после 1849 года, когда Пенджаб был аннексирован, сикхи продолжали создавать тайные организации, целью которых было свержение британского владычества.
В 1947 году во время раздела Британской колониальной империи обострились противоречия сикхов с индусами и мусульманами. В 1970-х годах сикхи выступили с инициативой создания собственного государства (по аналогии с Пакистаном, где обосновались мусульмане, жившие изначально в Индии). Поскольку индийское правительство проигнорировало это предложение, сикхи перешли к террористическим актам. В 1984 году индийская армия провела масштабную антитеррористическую операцию «Голубая звезда», в ходе которой уничтожила базу сикхских экстремистов. На это сикхи ответили убийством премьер-министра Индиры Ганди, выступавшей против сепаратизма и инициировавшей эту операцию.
Сегодня отношения между сикхами и представителями других конфессий в Индии уже не столь напряжённые. Многие сикхи занимают достаточно высокие посты в государственном аппарате и активно участвуют в общественно-политической жизни.
Суть учения сикхизма
Сикхизм – в первую очередь, монотеистическая религия. Хотя в «Ади Грантх» можно встретить упоминания многих богов – Шивы, Брахмы и других, это было не более чем калькой с индуистских гимнов и особенностью эпохи. Сам Нанак и его последователи понимали бога как нечто единое: бескрайнее, наделённое бесчисленным количеством качеств и непостижимое.
На первых порах сикхизм был очень близок к суфийскому варианту ислама и реформаторскому индуистскому движению бхакти. При этом заимствования из ислама были весьма поверхностными, а идеи бхакти, особенно в раннем сикхизме, были весьма развиты. Как и учёные-бхакты, сикхи проповедовали слияние с божеством через индивидуальные медитативные и созерцательные практики без обращения к священнослужителям и священным книгам. Источником веры для сикхов раннего периода были не рациональные доводы, а интуитивное знание. Однако в сикхизме всегда присутствовала идея беспрекословного подчинения гуру, а позже к ней присоединилась и необходимость изучения «Ади Грантх».
Путь спасения в сикхизме называется «нам-марг» или «сахадж-йога». Суть «нам-марга» заключается в подчинении учителю, служении обществу, умеренном самоограничении, молитвах и очищении разума от дурных мыслей. Итогом этой практики для верующего должно стать воссоединение с божеством.
Единственным препятствием для слияния с богом в сикхизме может быть только сама человеческая природа, которой присущи пять основных пороков:
- похоть,
- гнев,
- жадность,
- стремление к суетному,
- гордыня.
Задача гуру состоит в том, чтобы поддержать изначально слабого ученика и помочь ему избежать искушений. При этом религиозные учителя не требовали от своих последователей излишней аскезы и не препятствовали приращению богатств и бракам в среде сикхов.
При Говинде Сингхе учение Нанака, в целом, доброжелательное и неагрессивное, сохранив прежнюю догматику, трансформировалось. Теперь оно включало в себя такие понятия как «праведный гнев», «воинственность», «разрушение во имя блага» и т. д. Именно при десятом гуру одним из неотъемлемых атрибутов мужчины-сикха стал меч, который нужно было применять для защиты слабых и борьбы со злом.