Айенгар-йога одно из наиболее популярных направлений в современном западном мире. Своим возникновением эта методика обязана Б.К.С. Айенгару, хотя сам гуру говорил что не знает никакой Айенгар-йоги, а преподает хатха-йогу. Однако отличие этого стиля от «классической» хатха-йоги заметно невооруженным взглядом.
Возникновение данного направления в йоге непосредственно связано с биографией его создателя. Не обладая от природы хорошими физическими данными, гуру стремился сделать практику доступной для каждого, вне зависимости от возраста и физической формы. Пропустив «классическую» хатха-йогу через свое болезненное тело, он ориентировал методику на людей с далеко не идеальным состоянием здоровья.
Биография Б.К.С. Айенгара
Жизнь Беллура Кришнамачара Сундарараджа Айенгара стала ярким примером того, как упорство и сила воли помогают преодолеть изначально неблагоприятные обстоятельства. Айенгар родился в 1918 году в штате Карнатака. Мать и новорожденный стали жертвами «испанки» — эпидемии тяжелейшего гриппа, прокатившейся по миру в те годы. И хотя оба остались в живых, болезнь наложила отпечаток на все дальнейшее существование Айенгара.
Ребенок рос хилым и слабым, к тому же материальное положение семьи нельзя было назвать благополучным – тяжелые условия жизни и постоянное недоедание стали несколько лет спустя причиной развившегося туберкулеза. И, как будто этого было недостаточно, мальчик перенес еще тиф и малярию. Слабая конституция влияла и на успехи в учебе – Айенгар с трудом переходил из класса в класс, так как измученное болезнями тело не давало возможности в должной мере сосредоточиться над книгами.
В возрасте 15 лет произошло событие, изменившее всю последующую жизнь будущего гуру. По семейным обстоятельствам Айенгар переезжает жить в Майсур, в дом мужа своей сестры. Тирумалай Кришнамачарья преподавал йогу, да не кому-нибудь, а самому махараджу и членам его семьи. Разумеется, помимо столь высокопоставленных учеников у Кришнамачарьи имелись и менее знатные последователи.
Брату своей сестры знаменитый гуру тоже показал несколько асан, однако тело Айенгара было настолько закостеневшим и слабым, что тот с трудом мог дотянуться в наклоне до собственных коленей. Кришнамачарья махнул рукой на своего родственника и сосредоточился на других учениках, однако начало было положено – юноша начал заниматься самостоятельно, постепенно осваивая увиденные асаны.
Незадолго до начала Международной конвенции по йоге, где должна была состояться демонстрация достижений приверженцев Кришнамачарьи, лучший ученик гуру бесследно исчез. Волей-неволей гуруджи был вынужден снова обратить внимание на юного брата своей жены. Показав Айенгару несколько десятков асан, Кришнамачарья дал тому всего несколько дней для их осваивания. Юноше ничего не оставалось как приложить максимум усилий, чтобы не разочаровать своего гуру. Демонстрация прошла успешно, однако резко увеличившиеся нагрузки в дальнейшем имели серьезные последствия для здоровья молодого человека.
Через пару лет при схожих обстоятельствах случился второй судьбоносный поворот в жизни будущего великого йогина. К Кришнамачарье обратился знакомый с просьбой отправить одного из учеников для демонстрации в Пуну на несколько месяцев. Желающих не нашлось и миссия вновь пала на Айенгара. Переезд в Пуну и преподавание стимулировали личную практику юноши. Конечно, все наладилось далеко не сразу — еще долгие годы йогину приходилось терпеть лишения, существуя буквально на грани нищеты. Однако упорство и стремление развиваться постепенно привлекали к Айенгару все больше новых учеников.
Третьим ключевым моментом стала встреча с известным скрипачом Иегуди Менухиным, который пригласил Айенгара в Европу. Повальное увлечение йогой на Западе в те годы помогло ему наконец-то получить заслуженное признание. Всю оставшуюся жизнь, вплоть до своей кончины в возрасте 95 лет, Айенгар нес в массы учение йоги: преподавал, писал книги и даже основал в Пуне институт йоги, который назвал в честь любимой жены.
Особенности йоги Айенгара
Прочувствовав на собственном примере все дискомфортные состояния, которые несет йогическая практика несовершенному человеческому телу, обремененному различными заболеваниями, Айенгар пытался выработать методику, позволяющую заниматься вне зависимости от состояния физического здоровья.
Именно в этом направлении йоги максимально широко используются различные вспомогательные инструменты, так называемые «пропсы»: резинки, валики, деревянные «кирпичи», канаты, перекладины и прочие предметы, позволяющие грамотно перераспределить нагрузку с травмированной части тела. Пройдя под руководством собственного гуру «агрессивную» и жесткую практику, которая привела к многочисленным проблемам со здоровьем в последующем, своих учеников Айенгар призывал к максимальной осторожности.
Занимаясь в юности динамической силовой йогой, с годами он пришел к осознанию преимущества статической практики. Гуру придерживался мнения, что длительное нахождение в какой-либо асане усиливает ее воздействие не только на мышцы, суставы, связки и внутренние органы, но и благоприятно сказывается на эмоциональном и ментальном состоянии.
Характерной особенностью данного направления можно назвать отсутствие сидячих медитаций. Айенгар предлагает соединить асану и медитацию: то есть приняв какое-либо статическое положение, попытаться максимально расслабить каждую клеточку тела. При таком подходе, расслабляя мышцы и убирая зажимы, практик ощущает насколько взаимосвязано физическое, эмоциональное и ментальное состояния. Сосредоточившись на расслаблении, человек погружается сначала в глубины своего тела, а впоследствии и ума.
Также важным аспектом в методике является контроль дыхания, с помощью которого практикующий не только расслабляет мышцы в асане, но и успокаивает свой ум. Айенгар предлагает соединить асану, пранаяму и медитацию в единое целое.
В данном направлении йоги уделяется отдельное внимание женской практике. В биографии Айенгара описывается случай, когда несколько женщин попросили Кришнамачарью провести для них занятия, но по тем временам совместная практика взрослого мужчины и женщин была немыслимым делом. И опять-таки выбор пал на юного Айенгара. Методика практикует индивидуальный подход, позволяя заниматься даже беременным женщинам. В составлении специальных упражнений, ориентированных на особенности женского организма, гуру помогала его дочь Гита.
Беллур Айенгар внес значительный вклад в популяризацию йоги на Западе, приспособив ее к нуждам европейцев и сделав доступной практически каждому человеку. В отличие от классической хатха-йоги, ориентированной на здорового и физически развитого человека, Айенгар-йога позволяет улучшить здоровье практикующего вне зависимости от возраста, пола и здоровья.