Аштанга-йога или Восьмиступенчатый путь это классическая йога. К сожалению, западному миру известна в основном лишь ее внешняя сторона. Для среднестатистического человека йога это что-то вроде гимнастики для поддержания физической формы. Каждый более-менее уважающий себя спортклуб предлагает занятия йогой наряду с программами фитнеса, пилатеса и какой-нибудь новомодной зумбы. А ведь аштанга-йога представляет собой восьмиэтапную систему и физические упражнения всего лишь одна из ступеней, причем далеко не самая важная.
Считается, что основателем аштанга-йоги был мудрец Патанджали, живший во II веке до нашей эры. Однако основателем его можно назвать лишь условно, судя по всему, Патанджали лишь систематизировал те знания и умения, которые были распространены на территории Индии за несколько тысячелетий до него. Обобщив разрозненные фрагменты различных школ, мудрец свел все в один труд, известный как «Йога-сутра». Особенность работы заключается в том что, по сути, это практическое руководство, следуя которому, ученик продвигается от одной ступени к другой, постепенно дисциплинируя ум, тело и развивая свой дух.
Восемь ступеней йоги Патанджали
Следуя сутрам, йога западного мира является третей ступенью. С точки зрения аштанга-йоги, начинать с асан в корне неверный подход. Прежде чем приступать к практике, ученику требуется наладить гармоничные отношения с внешним миром и привести в порядок мир внутренний.
Ступень первая: яма
Первым этапом на пути йоги будет яма – свод правил, в некоторой степени, аналогичный смертным грехам в христианстве. Вот пять правил ямы, которым должен следовать адепт:
- Ахимса – ненасилие, запрет на причинение вреда всему живому. Заповедь «не убий» здесь понимается гораздо шире чем в христианстве – убивать запрещено не только людей, но и животных, то есть желающий постигнуть суть йоги обязан быть вегетарианцем. Помимо причинения прямого вреда йогин должен избегать действий, которые могут привести к вредным последствиям.
- Брахмачарья – воздержание от чувственных удовольствий, умеренность. По поводу этого пункта в наше время ведется множество споров – должен ли йогин вести полностью целомудренный образ жизни или для семейного человека допускаются супружеские отношения?
- Астея – запрет на присвоение чужого, отказ от воровства. Казалось бы довольно простой для выполнения пункт, все мы приличные люди и чужого не берем. Но как быть, например, со скачанными в Интернете пиратскими книгами, фильмами или музыкой?
- Сатья – правдивость по отношению к себе и окружающим, христианское «не солги». Однако нужно соизмерять выполнение этой заповеди с ахимсой – бухнув умирающему больному его диагноз и лишив окончательно надежды, вы причиняете человеку вред.
- Апригарха – неприятие даров, нежелание обладать. Чем больше в окружении человека вещей, тем больше сил и энергии им уделяется. Машина требует обслуживания и ремонта, к новым сапожкам нужна сумочка в тон, к новой кухне новая раковина, и так далее и тому подобное – одно тянет за собой другое. Принятие же подарков заставляет человека чувствовать себя обязанным, создавая связь между ним и дарителем.
Ступень вторая: нияма
Убрав из своего внешнего окружения все лишнее, ученик может приступать к следующему этапу. Нияма это список того, что нужно включить в свою жизнь, прежде чем двигаться дальше.
- Шауча – соблюдение внешней и внутренней чистоты. Помимо элементарной гигиены в йоге существует целый ряд очистительных процедур, так называемых шаткарм, позволяющих очищать организм изнутри. Некоторые методики могут даже шокировать неподготовленного человека, однако продвинутые практики регулярно их применяют. Кроме внешней чистоты йогин поддерживает чистоту ума и речи, постепенно избавляясь от негативных мыслей и слов паразитов.
- Сантоша – довольство тем, что имеешь, пренебрежение к неудобствам.
- Тапас – аскетизм, причем не просто какие-то небольшие ограничения, а действия вызывающие серьезный дискомфорт. Считается, что преодолевая боль и лишения человек способен накопить определенную энергию – тапас, благодаря которой можно получить все что угодно. Индийские аскеты (тапасики) специально занимаются самоистязанием, давая трудновыполнимые обеты, в надежде в будущем реализовать свои какие-то желания, либо обрести последующее благое рождение. Тапас напрямую связывается с понятием кармы – все перенесенные мучения должны компенсироваться таким же количеством счастья, если не в этой жизни, то в следующей.
- Свадхьяя – самопознание, самообразование. Изучение древних текстов, философские размышления, знакомство с различными религиозными системами и воззрениями. Все, что помогает осознать смысл жизни и собственное предназначение.
- Иштвара пранидхана – смирение перед Божественной волей. В каких бы условиях не находился ученик, он не будет роптать, ибо на все воля Бога, который знает что лучше для человека в каждый момент его жизни. Любые жизненные обстоятельства это урок, преподанный Высшими силами.
Ступень третья: асана
Только приведя в порядок мир внутренний, и убрав все лишнее из мира внешнего, ученик может приступать к практике асан. Суть йоги, практикуемой на Западе, сводится к этой ступени, в то время как аштанга-йога относится к ней с некоторым пренебрежением. Асана это положение тела, которое удобно и устойчиво – вот и все что сказано в «Йога сутрах».
В то время как адепты западной йоги пытаются скрутиться в какие-то немыслимые узлы, закидывая правую ногу за левое ухо, последователи йоги классической практикуют асаны лишь в объеме, достаточном для перехода к следующей ступени. Основная цель натренировать свое тело находиться в неподвижной медитативной позе долгий период времени, не отвлекаясь на дискомфорт и внешние раздражители.
Аштанга-йога признает, что практика асан помогает раскрепостить и оздоровить тело, убрать зажимы и направить ток энергии в нужное русло, однако отнюдь не ставит все эти достижения во главу угла, как это делает хатха-йога.
Ступень четвертая: пранаяма
Если смотреть на внешнюю сторону, то пранаяма это набор дыхательных упражнений. Однако сказать так о пранаяме, все равно что назвать море всего лишь большим водоемом. Прана – энергия жизни, пронизывающая всю Вселенную и с каждым вдохом наполняющая праническое тело любого живого существа по системе мельчайших каналов (нади), коих насчитывается десятки, а то и сотни тысяч.
Если в ясный солнечный день посмотреть на голубое небо, в глазах начинают хаотично мельтешить мелкие точки. Существует мнение, что это и есть прана. Как только в теле прекращается ее ток, оно умирает. Практикуя различные дыхательные упражнения, основная суть которых сводится к задержке дыхания, йогин учится накапливать и сохранять прану.
Считается, что для того чтобы добиться мало-мальских успехов в освоении пранаямы нужно быть вегетарианцем. Поедание трупов некогда живых существ забивает систему нади и препятствует току пранической энергии.
Ступень пятая: пратьяхара
Это переходная ступень от внешних практик к внутренним. На предыдущих ступенях практик научился контролировать тело и дыхание, настало время сосредоточиться на внутренних процессах. Ум человека постоянно мечется в лабиринте насущных проблем, воспоминаний и фантазий. Остановить бесконечный поток мыслей и взять под контроль органы чувств — вот цель пратьяхары. Перевести этот термин можно как «отвлечение от внешних влияний».
Ступень шестая: дхарана
После того как йогин научился обуздывать ум и не отвлекаться на чувственные раздражители, наступает время дхараны или концентрации. Объектами для нее может стать что угодно: звук, пламя свечи, дыхание, какой-либо образ и так далее. Цель практики достичь такого уровня концентрации, при котором все внимание будет полностью сосредоточено на выбранном объекте.
Ступень седьмая: дхьяна
Непрерывная дхарана становится дхьяной, то есть концентрация становится медитацией. В дхьяне практик сливается с объектом сосредоточения, осознавая только его и факт своего существования. Если же параллельно с концентрацией идут мысли, то это все еще дхарана. Только когда йогин может находиться в состоянии слияния с объектом своей медитации не меньше 144 секунд, можно говорить о достижении дхьяны.
Ступень восьмая: самадхи
В самадхи теряется осознание собственной личности и остается только объект медитации. Границы между внутренним и внешним миром стираются, и сознание сливается с абсолютом. Именно самадхи является конечной целью аштанга-йоги, вплотную приближая практика к достижению нирваны.
А нужен ли гуру?
Для тех, кто решил стать на путь йоги это очень животрепещущий вопрос. Ведь древняя традиция этой философской системы подразумевает передачу знаний от учителя к ученику. И если первые четыре-пять ступеней вполне по силам осилить самостоятельно, то с остальными могут возникнуть трудности. Легко сказать — удерживай внимание на объекте концентрации непрерывно – а вот как это сделать практически? Да и где найти настоящего гуру в наших широтах?
На этот вопрос нет однозначного ответа. Однако лучше делать хоть что-то чем вообще ничего. В основе йоги как философско-религиозной системы лежат понятия кармы и реинкарнации. Некоторые практики считают, что если в этой жизни вы приходите в йогу, значит, занимались ею и в прошлом воплощении. Двигаясь по этому пути шаг за шагом, из одной жизни в другую, рано или поздно практик достигнет последней восьмой ступени и выйдет за пределы человеческого восприятия.
И если на этом пути суждено встретить учителя, то вы его обязательно встретите, пусть не в этой жизни, так в следующей.