Тхеравада

Тхеравада — одно из старейших и наиболее консервативных направлений буддизма, которое стремится сохранить свою традицию и практику в том виде, в котором они существовали со времен древней Индии. В переводе с палийского языка слово «Тхеравада» означает «Учение старцев» (от слов thera — почтенный старейшина и vada — учение). Это направление берет начало от первых буддийских соборов, проведенных вскоре после паринирваны (смерти и окончательного ухода) Будды. Сегодня Тхеравада распространена в таких странах, как Шри-Ланка, Мьянма, Таиланд, Лаос и Камбоджа, являясь основой духовной жизни миллионов людей.

История и происхождение

Истоки Тхеравады восходят к первому буддийскому собору, который, согласно преданию, состоялся через три месяца после паринирваны Будды Шакьямуни в Раджагрихе (современный Раджгир, Индия). Этот собор был созван Махакашьяпой — одним из старших учеников Будды — для систематизации его учений и установления правил монашеской дисциплины (Виная-питака). Спустя сто лет был созван второй буддийский собор в Весали, на котором возникли разногласия по поводу дисциплины и монашеских обетов, что стало предпосылкой для формирования двух основных направлений буддизма: Махасангхики и Ставиравады (прародителя Тхеравады).

В III веке до н. э. император Ашока, ревностный приверженец буддизма, способствовал распространению учения по всей Южной Азии и отправил миссионеров в разные регионы, включая Шри-Ланку. Именно благодаря его миссионерской деятельности буддизм, а позже и Тхеравада, укрепились на Шри-Ланке. С тех пор Тхеравада распространилась на территории современных Таиланда, Мьянмы, Лаоса и Камбоджи, где она получила устойчивое развитие.

Каноническая литература

Главным текстом Тхеравады является «Типитака» (или «Трипитака«), что переводится как «Три корзины». Эти тексты написаны на языке пали и состоят из трех разделов:

  1. Виная-питака — собрание монашеских правил и наставлений.
  2. Сутта-питака — сборник речей Будды, включающий его учения, проповеди и наставления.
  3. Абхидхамма-питака — философско-психологические трактаты, в которых рассматриваются аспекты буддийской метафизики и психологии.

«Типитака» считается самым древним и полным собранием буддийских текстов, дошедшим до нас на языке, близком к тому, на котором изначально проповедовал Будда. Хотя этот канон также использовался и другими ранними буддийскими школами, он сохранился в наиболее полной форме именно в Тхераваде, что делает её традицию особенно значимой для изучения исторического буддизма.

Основные принципы и учение

Тхеравада делает акцент на личной духовной практике каждого человека, подчеркивая необходимость строгого следования заповедям, дисциплине и медитациям для достижения нирваны — состояния освобождения от страданий. Важнейшие аспекты учения включают:

  1. Четыре благородные истины: учение о природе страдания, его причинах, возможности прекращения и пути, ведущем к освобождению.
  2. Восьмеричный путь: руководство по нравственности, сосредоточению и мудрости, состоящее из восьми элементов, таких как правильное понимание, правильные действия и правильное сосредоточение.
  3. Анатта — доктрина «не-самости», отвергающая существование постоянного «я» или неизменной души.
  4. Патичча-самуппада — учение о взаимозависимом возникновении, которое объясняет, как обусловленные действия и карма приводят к цепи причинно-следственных связей и, как следствие, к страданию.

Практика и ритуалы

Одним из ключевых аспектов Тхеравады является монашеская жизнь. Монахи (бхикшу) считаются идеалом для подражания, так как их образ жизни основан на строгом соблюдении монашеских правил, регулярной медитации и изучении священных текстов. Миряне также играют важную роль в поддержке монашеской общины (сангхи) через дары (дана) и участие в ритуалах, таких как подношения пищи, одежды и других необходимых вещей.

Для мирян центральными практиками являются соблюдение Пяти Заповедей (не убивать, не красть, не совершать прелюбодеяние, не лгать, не употреблять интоксикации) и развитие таких качеств, как щедрость, нравственность и мудрость. Традиционно в Тхераваде также популярны медитативные практики, такие как:

  • Самадхи (развитие спокойствия) — практика сосредоточения, направленная на успокоение ума и развитие однонаправленности.
  • Випассана (развитие прозрения) — практика глубинного понимания природы реальности, ведущая к освобождению.

Современное состояние и значение

Сегодня Тхеравада занимает центральное место в духовной жизни стран Юго-Восточной Азии и играет важную роль в буддийской общине Запада. В XX веке учения и практики Тхеравады, особенно методы медитации випассаны, обрели широкую популярность среди западных последователей благодаря таким учителям, как С. Н. Гоенка и Аджан Ча. В частности, С. Н. Гоенка возродил и распространил методику випассаны в её универсальном виде, что сделало её популярной среди людей разных культур и вероисповеданий.

Современные монахи и учителя, такие как Бханте Хенепола Гунаратана и Аджан Брахм, продолжают развивать буддийскую философию и практики, адаптируя их для западной аудитории и делая их доступными для людей разных культур.

Заключение

Тхеравада — это не просто религиозная традиция, но целостная система духовной дисциплины, основанная на древних учениях Будды. Её приверженность сохранению канонических текстов и строгому следованию как монашеским, так и мирским практикам делает Тхераваду уникальной и глубокой школой буддизма. Она предлагает каждому практикующему путь личного самосовершенствования, ведущий к освобождению от страданий и достижению высшей мудрости и внутреннего покоя.

Похожие статьи

Трипитака

Трипитака (санскр. त्रिपिटक, Tripiṭaka; пали Tipiṭaka), также известная как «Три корзины», представляет собой священный канон буддизма, который служит основным источником…
Индийская кухня

Индийская кухня

Вряд ли найдется на планете кухня, старше индийской. Можно предположить, что китайская кухня по возрасту близка к индийской. В любом…
Что значит намасте

Что значит намасте?

Что такое намасте Почтительно сложенные на уровне груди ладони (или «намасте») — весьма распространённый жест не только в Индии и…