Миманса (санскр. Mīmāṃsā) — одна из шести ортодоксальных философских школ древнеиндийской философии, также известная как Пурва-миманса или Карма-миманса. Эта школа сосредоточена на изучении и интерпретации ведийских текстов, разрабатывая правила ритуальной практики и этики. Миманса занимает особое место в индийской философии благодаря своей ориентации на ортопраксию — правильное исполнение предписанных ритуалов и обрядов, подчеркивая их важность для поддержания космического порядка (рита) и накопления невидимых кармических заслуг.
Этимология и происхождение
Название школы происходит от санскритского корня «ман», означающего «размышлять», «обдумывать». Миманса в буквальном переводе означает «глубокое исследование» или «рассмотрение», что указывает на аналитический и интерпретационный характер данной философии. Основателем школы считается древнеиндийский философ Джаймини, чье сочинение Пурва-миманса-сутры является ключевым текстом этой традиции.
Основные идеи и принципы
Философия Мимансы выстроена вокруг анализа ведийских ритуалов, разработки правил их исполнения и толкования истинного смысла ведийских мантр. Главный интерес Мимансы сосредоточен на ритуальной практике (карма) и механизмах её осуществления. Школа предлагает сложную систему герменевтики, направленную на выяснение смысла ведийских предписаний и их применения. Основные идеи Мимансы включают следующие положения:
- Примат ведийских текстов. В философии Мимансы Веды рассматриваются как апаурушея — тексты, не созданные человеком и имеющие божественное происхождение. Эта концепция подразумевает их вечность, истинность и независимость от какого-либо человеческого авторства. Согласно Мимансе, Веды представляют собой высший источник знаний, который должен направлять человеческую жизнь, особенно в вопросах этики и ритуалов.
- Карма и ритуализм. Главный акцент Мимансы — на ритуальной практике (карма). Ритуалы, предписанные в Ведах, рассматриваются не только как способ умиротворения богов, но и как средство поддержания космического порядка и накопления адришты — невидимого эффекта ритуала, который связывает действие и его плоды. Выполнение ритуалов имеет внутреннюю ценность и является средством достижения как мирских, так и духовных благ. Таким образом, Миманса утверждает, что знание (джнана) важно, но главную роль играет именно действие — своевременное и правильное выполнение предписанных ритуалов.
- Этика и дхарма. Центральным понятием в философии Мимансы является дхарма. Дхарма — это совокупность этических и религиозных обязанностей, предписанных Ведами. Миманса утверждает, что понимание дхармы невозможно через обыденный человеческий разум или эмпирический опыт. Только Веды, будучи вечными и непогрешимыми, могут раскрыть истинную дхарму. Это выделяет Мимансу среди других школ, таких как йога или самкхья, которые делают акцент на личном опыте и медитации.
- Теория познания. Миманса разработала одну из наиболее детализированных теорий познания (прамана) в индийской философии. Школа признает шесть основных праман: восприятие (пратьякша), умозаключение (анумана), сравнение (упамана), свидетельство (шабда), предположение (артхапатти) и отсутствие восприятия (анупалабдхи). Однако для Мимансы наивысшей праманой является шабда — авторитетное свидетельство Вед. Знание, полученное из ведийских текстов, считается самодостаточным и непреложным.
- Скептицизм в отношении божественного вмешательства. Миманса уникальна своей скептической позицией по отношению к божественному вмешательству. Школа не отвергает существование богов, но считает их роль в ритуалах и человеческих делах ограниченной. Основное значение придается ритуальным действиям человека, а не милости богов. Это делает Мимансу одной из самых ортопраксических философий ведийской традиции, в которой главную роль играет самодостаточность ритуальных действий.
Ключевые тексты и философы
Основной текст школы — Пурва-миманса-сутры, приписываемый Джаймини. Этот труд систематизирует основные положения школы и определяет правила интерпретации ведийских текстов. Комментаторская традиция Мимансы включает следующих ключевых философов:
- Шабарасвами (4-5 века н. э.) — автор Шабара-бхашья, основополагающего комментария к Пурва-миманса-сутрам. Его работа систематизирует идеи Джаймини и служит базовым текстом для дальнейших философских размышлений в рамках школы.
- Кумарила Бхатта (7-8 века н. э.) — знаменитый философ и комментатор, чьи труды, такие как Шлокавартика и Тантраваарттика, защищают авторитет Вед и подчеркивают приоритет ритуальной практики над абстрактными философскими спекуляциями.
- Прабхакара — представитель отдельной ветви Мимансы, который предложил альтернативное толкование основных принципов школы, особенно касающихся правил интерпретации и значения ритуалов.
Влияние и значение
Миманса оказала значительное влияние на развитие индийской философии и религиозной практики. Её идеи о дхарме, ритуалах и интерпретации текстов легли в основу многих последующих школ, включая Веданту, с которой Миманса имеет как общие черты, так и принципиальные различия. Ведантисты, такие как Шанкара и Рамануджа, заимствовали у Мимансы методологию толкования Вед, но подвергали её концепцию крайнего ритуализма резкой критике, утверждая, что высшая цель человека заключается не в исполнении ритуалов, а в постижении Брахмана.
Помимо философских школ, Миманса сыграла ключевую роль в развитии юридической и этической мысли в Индии. Её трактаты по интерпретации текстов и выявлению истинного смысла положений Вед стали основой для дхарма-шастр — юридических текстов, определяющих нормы поведения и ритуальной практики для последующих поколений.
Заключение
Миманса — это философия действия, которая подчеркивает важность исполнения ритуалов и соблюдения дхармы. Она отличается строгой текстуальной герменевтикой и скептическим отношением к божественному вмешательству, что делает её уникальной среди философских школ ведийской традиции. Несмотря на то, что в современную эпоху влияние Мимансы значительно снизилось, её идеи остаются важными для понимания индийской философии, религии и права.