Экзотическая Индия привлекает своей уникальной культурой, зародившейся на заре цивилизации. Еще в 3-2 тысячелетии до н.э. на полуострове Индостан появилось одно из первых государств на Земле. Тропический климат и плодородная почва являлись благотворными факторами для развития хозяйственной деятельности, а высокий уровень материальной культуры определяла развитие духовных потребностей
Индия подарила человечеству массу открытий: хлопчатобумажные ткани и сахар, табак и перец, первые математические знания и наука о ведении войны – стратегия и тактика. Именно в Индии зародилась и первая мировая религия – буддизм, которая давала человеку возможность самосовершенствоваться, чтобы достичь Гармонии со Вселенной.
О буддизме и брахманизме знают многие, но о джайнизме, одном из ответвлений этих философских учений, известно только очень немногочисленным последователям индийских национальных религий.
Некоторые исследователи в наши дни считают, что не брахманизм породил джайнизм, а джайнизм как раз и был первым ручейком, породившим первую мировую религию. Это, конечно, спорный вопрос, но общеизвестно, что основоположником этого учения был кшатрий Джина Махаира. Само название этой религии произошло от его имени и прозвища — Джина – Победитель или Великий Герой, достоверно известно что он жил во времена царевича Гаутамы, позже названного Буддой (Просветлённым).
В молодости Джина имел семью и детей, но после смерти родителей, которая произвела на него неизгладимое впечатление, он ушел из семьи и из общества, стал проповедовать аскезу как отказ от всех земных удовольствий и привязанностей.
Основа национальной индийской религии
Известно, что по индийскому вероучению весь мир состоит из каст. То есть люди изначально не равны по своему положению, поскольку произошли из различных частей тела великана – прародителя человечества.
Из уст и ушей Бога появились брахманы – пророки и дервиши, они обладают уникальным даром- могут беседовать с Богом и передавать простым смертным его священную волю. Это самая главная каста, ее представители пользуются огромным уважением и почитанием абсолютно у всех в Индии.
Вторая каста – кшатрии, они произошли из рук и плеч Бога – воины и правители, созданы чтобы защищать и управлять простым людом.
Третья каста – вайшья произошли из беде и ног – ремесленники и скотоводы, обязаны работать, подчиняться и платить налги.
Наконец, шудры – слуги с постоянно грязными лицами, они произошли из ступней Бога – не имеют практически никакой собственности и прислуживают власть имущим. Они должны быть покорными и молчаливыми, таков их удел на земле.
И, наконец, неприкасаемые – они произошли из грязи под ногами великана- одно прикосновение к ним заставляет все другие касты приносить жертвы Богу и проводить обряды очищения. Эти люди живут отдельными общинами и если появляются в селах, то обязаны оповещать жителей криками, песнями и звоном специального колокольчика. Выполняют эти несчастные только самую грязную работу: омывают покойников, чистят уборные, убирают грязь с улиц и т.д. Чтобы никто не прикоснулся к ним случайно, на лбу у них при рождении вырезают специальный знак, окрашенный в голубой цвет.
Таким образом, по национальному религиозному учению место любого человека определено уже при рождении и его невозможно изменить никаким способом.
Читайте также: Религии Древней Индии
Зарождение джайнизма
Джайнизм учит, что человек обязан постоянно самосовершенствоваться, то есть стремиться к единению со Вселенной, единым Космическим разумом. Но достичь этого только при помощи ненасилия. Джайнизм учит не причинять зла никакому живому существу, даже насекомому.
Душа, очистившись от всякой скверны, достигнет Нирваны, умиротворения и единения с Космосом.
Эта религия учит, что каждая душа проходит через несколько перерождений, стремясь к совершенству. Только достигнув этого состояния и вырвавшись из колеса сансары (вечного движения) можно получить состояние мокши – божественного знания и понимания законов Вселенной.
Но чтобы достичь этого состояния следует быть аскетом, то есть отказаться от всех земных удовольствий. Учение об аскетизме полагает, что все страдания человека от невозможности исполнить желания и быстро получить желаемое. То есть если мы научимся подчинять свое тело разуму и не желать (есть, пить, спать, совокупляться и т.д.), то и страдать не будем. Простым смертным очень трудно стать аскетами, поскольку их плоть слаба и подчиняется законам природы.
Последователи этой религии постоянно находятся в поиске спасения и стараются раскрыть тайны человеческой души. Этого можно достигнуть, если постоянно соблюдать три неписанных «закона»:
- Закон правильного поведения – поступать нужно только так, как учит религия,
- Следует постоянно стремиться познать непознанное и раскрыть тайны Вселенной,
- Обязательно воспринимать все знаки и символы, ниспосланные Космосом и правильно на них реагировать.
Достигнуть Мокши или Нирваны можно только освободившись от Кармы – закона всемирной справедливости. По этому закону каждый живущий на земле отвечает за все совершенные им в прежних жизнях поступки, поэтому вырваться из этого закона очень трудно.
Чтобы этого достичь, нужно свято соблюдать пять заповедей или законов джайнизма:
- Не убивай ничто живое, поскольку жизнь дается Вселенной,
- Не смей посягать на чужое имущество, поскольку истинная вера не терпит ничего земного, что привязывает душу к собственности,
- Не прилюбодействуй, поскольку совокупление может быть тоько с единственно правильной целью – продолжение рода, а не ради удовольствия,
- Будь открытым, честным и искренним, проповедуй основы своего учения, не отказывай никому в помощи,
- Не желай и не проси ничего, поскольку это приведет к получению собственности.
Данное вероучение считает, что нельзя причинять вред не только физически, но и словами, поскольку обида, нанесенная чужой душе, обязательно скажется на твоем единении с Космосом.
Образ жизни мирян – джайнов
Вероучение джайнизм чрезвычайно требовательно к своим последователям. Не только монахи, живущие в потаенных монастырях, но и простые селяне не имеют права заниматься охотой и рыболовством, а также и земледелием, поскольку при этом можно поранить или даже убить насекомых, живущих в почве.
Поэтому чтобы выжить джайнам нужно искать позволенные занятия, к таким занятиям относятся : ювелирное дело, торговля и ростовщичество. Именно поэтому хотя последователей этой религии из-за жестоких требований было мало, но они играли заметную роль в экономической и политической жизни древней Индии.
Раскол в вероучении
Сам великий Джина, основатель религии, проповедовал отречение от всего земного, отказ от пищи, от крова и одежды. Этот бывший воин спал под деревом, ел только один раз в сутки и самую простую и неприхотливую пищу и был одет в набедренную повязку.
Его последователи свято соблюдали все правила поведения, но некоторые из них в своем отказе от всего земного пошли дальше. Так, например, дигамбары- одетые в белый свет- ходили полностью обнаженными, считая одежду излишней роскошью и данью земным законам. Правда, женщинам позволено закрывать свое тело легкими тканями, но при этом именно женщин не смогут достичь Нирваны и освободиться от законов Кармы. То есть им придется пройти столько кругов сансары, сколько будет необходимо, чтбы родиться в теле мужчины.
В свою очередь, шветамбары – одетые в белую одежду- одевались в легкие ткани белого цвета. Они считают, что одежда не влияет на духовное состояние человека.
При этом шветамбары не считают, что женщины не смогут достичь просветления, для них половая принадлежность не играет никакой роли в духовном становлении человека. Ведь пол принадлежит телу, а не душе, а именно душа и должна достичь состояния монши. Поэтому любой человек должен соблюдать правила и требования своего религиозного учения и стремиться к самосовершенствованию.
Основные ордена джайнов
На сегодняшний день джайны имеют четыре основных направления:
- Дигамбары – проповедуют отказ от любой одежды, их численность очень мала, едва достигает 500 человек.
- Станаваси – живут в небольших поселениях и владеют кое-каким имуществом, которое им жертвуют милосердные люди.
- Муртипужи – поклоняются изготовленным из камня или дерева идолам.
- Шветамбары – самый многочисленный и старый орден из всех существующих. Число исповедующих это учение достигает 10 тысяч человек.
По убеждению шветамбаров все их страдания, проблемы и неприятности способствуют скорейшему очищению души. Последователи этого учения постоянно ходят пешком без обуви и даже осторожно расчищают себе путь травяной метелочкой, чтобы ненароком не раздавить какое-либо насекомое.
Кроме этого, монахи носят на лице марлевую белую повязку, чтобы при вдохе случайно не проглотить мелкое насекомое и не повредить своей душе.
Основной философский вопрос джайнов
Всякий исповедующий эту религию постоянно задает себе вопрос: «Кто я таков и для чего я пришел на землю?»
Ответ, который нужно получить, звучит примерно так: «Я – человек, который имеет бессмертную душу, поэтому я не должен совершать самый страшный грех – самоубийство. Что бы ни случилось со мной, я должен с достоинством выдержать и вынести все испытания. Я не должен также совершать убийство, поскольку у всех живущих на земле есть душа и эта душа так же как и моя стремится к совершенству».
Чтобы достичь полного слияния с душой, человек должен отказаться от физической пищи и стремиться питаться только солнечным светом и воздухом. Конечно, это очень трудно и под силу только избранным.
Основа философии джайнистов заключается в вечном пути: от грязи физического тела к единению со своей светлой душой через страдания, боль и аскезу.